Шиберный затвор для канализации: что такое шибер, применение, характеристики
Полезно
Одним из важных элементов систем водоотведения является шиберный затвор для канализации. Стандартная запорная арматура в подобных системах не справляется, так как перемещаемая среда слишком густая и содержит массу посторонних включений.
В качестве задвижки необходимо использовать более эффективные устройства, способные справиться с неоднородными жидкостями или пульпой. Шиберные затворы хорошо показали себя в системах канализации и в других видах коммуникаций. Рассмотрим их внимательнее.
Что такое шибер
Стандартная задвижка на канализацию не дает нужного эффекта. Ее конструкция не позволяет полностью перекрывать проход трубопроводов, поскольку перемещаемая жидкость неоднородна. Она наполнена твердыми частицами, органикой, посторонними предметами. Необходимо запорное устройство другого типа, способное справиться с взвесями или пульпой. Для решения проблемы разработан шибер — задвижка на канализационную трубу, действие которой основано на другом принципе.
Основным элементом устройства является плоский режущий элемент, который перемещается в горизонтальной плоскости. Техническое наименование — горизонтальный выдвижной шибер. Когда надо перекрыть просвет трубопровода, он передвигается и отсекает трубу, перерезая попадающиеся частицы органики или другие включения. Подобным способом работает задвижка на дымоходе.
Шибер для канализации действует только таким образом, но есть и другие конструкции. В системах вентиляции используется поворотный шибер, который перемещается вокруг поперечной оси. В канализационных системах такая конструкция бесполезна, поэтому ее не используют.
Усилие для перемещения ножевой пластины передается через шток. Он приводится в движение разными способами, вручную или с помощью электропривода. Например, шибер в колодце канализации диаметром 1 м вручную перемещать слишком тяжело, поэтому используются мощные электродвигатели. Существуют установки с одним или двумя ножами. Первые отличаются большей жесткостью, но вторые обеспечивают повышенную герметичность, надежность отсечки. Важной особенностью конструкции является вынос кинетической схемы за пределы сечения трубы. Это требует обустройства специальные резервуаров для размещения привода. Если делается колодец с шиберной задвижкой, канализация при этом должны быть безнапорного типа. Для напорных линий необходимо применять усиленные модели, рассчитанные на высокое давление пульпы.
Система подачи не контактирует с перемещаемой жидкостью. Это позволяет увеличить срок службы устройства, делает более эффективным обслуживание или ремонт задвижек.
Области применения
Когда говорят «шибер канализационный», имеют в виду не столько конструкцию, сколько способ использования данного устройства. Однако, эффективность и надежность этих приспособлений по достоинству оценивается в разных отраслях производства или систем коммуникации:
Такая популярность объясняется надежной, безотказной работой с пульпой, взвесями или неоднородными по составу жидкостями. Шиберные затворы используются в разных технологических линиях:
Установки способны работать с жидкостями, несущими разные компоненты:
В составе систем водоотведения чаще всего встречается шибер в колодце канализации. Он обслуживает наружные участки трубопроводов, распределяя и регулируя объемы стоков. Однако, существуют и бесколодезные конструкции. Они постоянно погружены в жидкость, поэтому оснащаются шпинделем специальной конструкции.
Использовать шиберные затворы для сетей с питьевой водой запрещено, поскольку задвижка выдвигается наружу или трубопровода.
Технические характеристики
В списке технических параметров шиберных задвижек присутствуют следующие позиции:
материал корпуса — углеродистая сталь, чугун, нержавейка;
- соединительный элемент — фланец или сварной;
- тип управления (привод) — ручное, редукторное, электропривод, пневматика, электро-гидропривод;
- давление жидкости — до 10 мПа;
- максимальная температура среды — до +425°;
- минимальная температура, допустимая при эксплуатации — -60°.
Встречаются конструкции, рассчитанные на работу в сложных условиях. Их параметры превосходят обычные значения. Также есть устройства для использования в частных (автономных) системах. Например, задвижка для канализации 110 на пластиковую трубу. Она отличается от стандартных установок по всем параметрам, особенно по размеру. Для монтажа такого затвора не нужен колодец, если затвор размещен в подвале дома. Для наружных участков необходимо полноценное обустройство затвора в утепленном пластиковом колодце с минимальным диаметром 1 м.
Разновидности
Шиберных затворов много. Они различаются по материалу, размерам, способу установки и прочим показателям. По материалу корпуса:
Пластиковые модели используются в частных системах. Наиболее популярная модель — шиберная задвижка для канализации 110 на пластиковую трубу. Она подходит по размеру на стандартную трубу диаметром 110 мм, которую устанавливают на участок от вывода из дома до септика. Как правило, нож изготавливается из нержавеющей стали. Это обеспечивает устойчивость к воздействию агрессивных химических составов.
По типу конструкции:
Первый вариант используется в самотечных системах, а второй применяют в напорных линиях. Его уплотнение прижимается потоком жидкости, обеспечивая полную отсечку потока.
Видеообзор:
Правила монтажа шиберной задвижки для канализации
Чтобы избежать протечек при аварийной разгерметизации канализации, надо установить несколько задвижек и заглушек на трубных отрезках. Они поспособствуют экстренной блокировке потока сточных вод.
Определение и предназначение
Канализационная заглушка представляет собой пластинку либо сферу, которая перекрывает внутреннее сечение трубопровода.
Задвижки – арматурные элементы с запорными клапанами в виде лепестка, клина или ножа для регулирования внутреннего напора либо полной блокировки потока. Устанавливают их в основном при обустройстве канализации на общегородских линиях, стояках между этажами, напорных станциях.
Заглушки защитного и временного типа для магистралей из пластика монтируют для перекрытия линий, которые временно не используются, ревизионных люков. Они похожи на стаканы с гладкой поверхностью и ставятся в отверстия отводов либо тройников. Выход необходимо укомплектовать прокладкой из резины.
Подбирают элементы из материала, который применялся для производства основных труб – полипропилена и ПВХ.
Задвижки с управлением механического типа монтируют на точках подключения отдельных линий. На автономных магистралях регулируемые затворы монтируют на внешних участках перед входом в септик.
Сложные устройства с автозапиранием и регулированием оснащены электрическим приводом и устройствами слежения за силой внутреннего напора. Их применяют, чтобы создать требуемое давление внутри напорной канализационной сети.
Установка запорных элементов для канализационных сетей выполняется планово либо экстренно для полной или частичной блокировки ветки или остановки передвижения твердых фракций.
Классификация задвижек
По типу крепежа запорная арматура подразделяется на следующие виды:
- задвижки с фланцевым сочленением;
- заглушки под прокладку из резины;
- детали с резьбой;
- сварные заглушки.
Последние используются для постоянного блокирования трубопроводов из металла.
Помимо запорных элементов, монтируемых снаружи труб канализации, применяют сетчатые фильтры, которые пропускают воду и останавливают передвижение по трубопроводу твердых отходов. Чтобы отключить отдельный стояк от общей канализационной магистрали, ставят пневмозаглушки.
В качестве задвижки для наружной и внутренней канализации на пластиковую трубу часто применяют установку обратных клапанов мембранного типа, сделанных из полимеров. Они могут располагаться горизонтально или вертикально. Запирающим элементом служит мембрана с уплотнительной прокладкой из резины, доступ для проведения профилактических работ обеспечивается через смотровой люк.
Шиберные задвижки используются для увеличения либо уменьшения проходимости канализационных труб. Отличие заключается в полной герметичности перекрытия внутренней части магистрали при необходимости. Для канализации такое устройство предпочтительнее, поскольку оно может перекрывать либо ограничивать проток однородной жидкости и разнообразных веществ с твердыми вкраплениями либо газообразных потоков.
Чугунная или стальная канализационная задвижка шиберного типа устанавливается как на металлические, так и на пластиковые трубы.
Особенности конструкции шиберных задвижек
Шиберные задвижки используют для надежного запора канализации: они способны держать большое давление. Тип изделия определяется формой запорной детали, и бывает двух видов. У клиновых конструкций основная запорная деталь, а также седла устройства с уплотнителями клиновидной формы. Выбирая этот тип арматуры, важно учитывать диаметр изделия – он должен совпадать с сечением трубных отрезков.
Достоинство клиновой задвижки состоит в том, что ее можно обслуживать без особо сложных действий. Запорный блок с поступательным или возвратным перемещением под прямым углом к потоку сточных вод перекрывает либо открывает путь для его передвижения. Когда внутренняя часть трубы полностью перекрыта, происходит деформация запорного клина из-за воздействующей нагрузки, что увеличивает герметичность. Однако клиновая арматура не выдерживает интенсивных потоков и может выйти из строя вследствие коррозии.
Большей надежностью обладают шиберные задвижки с одним либо двумя ножами. Их применяют в магистралях большого сечения – от 250 мм, стальных либо чугунных. На предприятиях их оснащают электроприводом или используют пневматические и гидравлические устройства регулировки.
В отличие от клина, нож-шибер имеет острую кромку. Иногда его выполняют в форме гильотины. Такие детали позволяют быстро перекрыть поток даже вязких, содержащих много посторонних включений стоков.
Шиберные вентили для ручного управления бывают двух типов – выдвижные и невыдвижные. К первым причисляют устройства, в которых шпиндель полностью выдвигают из трубопровода наружу для открытия протока. К невыдвижным относятся приборы с оборотным, а также шаровым механизмом.
Критерии выбора
Выбирая запорное устройство, обращают внимание на следующие моменты:
- способ регулировки и управления;
- соответствие рабочей среде в магистрали;
- сечение трубы;
- условия эксплуатации;
- марка производителя.
К примеру, существуют шиберные канализационные задвижки, показывающие отличную эффективность при больших температурах, до 400 градусов, но способные выйти из строя в холодной среде.
Сечение шиберных задвижек бывает разным, от 5 до 220 см, и зависит от области применения и диаметра труб. Рабочее давление, которое способны выдержать такие устройства, не должно быть больше 60 атмосфер.
Правила монтажа
Первым этапом подготовки к установке задвижки является очистка магистрали. Ее можно проводить вручную (ершиком) либо нагнетанием воздуха, пара или воды. Перед началом работ требуется проверить фланцы. На них не должны присутствовать изгибы, перекосы, царапины, выемки, трещинки и иные дефекты.
Этапы установки шиберной задвижки:
- Проверка расстояния между фланцами, при необходимости раздвижка их в размер, который превышает длину задвижек на сантиметр.
- Установка задвижки между фланцами в комплекте с межфланцевыми прокладками, крепление болтов и шпилек для стяжки.
- Центровка запорного элемента между фланцами.
- Аккуратное изъятие приспособлений, которые применяли для раздвижения фланцев и равномерная затяжка болтов и шпилек.
Монтируют арматуру на прямом участке канализационной магистрали. Следует избегать установки запорных элементов в местах перепадов. Напряжение, способное возникнуть на изгибах, негативно влияет на герметичность соединения, что может привести к протечкам.
Если деталь необходимо демонтировать, предварительно удостоверьтесь, что нож находится в закрытом положении. После этого открутите гайки стяжных болтов и шпилек, достаньте крепежные элементы, раздвиньте фланцы и извлеките запорную арматуру.
Канализационные магистрали и очистные сооружения с большим «стажем работы» требуют реконструкции с установкой современной запорной арматуры. Рациональным решением является монтаж качественных шиберных задвижек. Наличие запорных элементов учитывают и при проектировании новых трубопроводов.
Как подобрать задвижку для канализации?
Ни одна канализационная система не может быть создана без задвижки. В большинстве случаев монтируется даже несколько таких деталей. Давайте разберемся, почему крайне важно выбрать подходящую конструкцию.
Разновидности и их устройство
Клиновый тип арматуры делается из чугуна. Он отличается простотой устройства и эксплуатации: перекрыть поток жидкости довольно легко. Клиновый аппарат отлично работает, даже если поток движется быстро. Примером подобного устройства является модификация 30ч6бр.
Качество конструкции таково, что она может применяться не только в канализации, но и в:
- водопроводах;
- паропроводах;
- нефтепроводах;
- газопроводах.
Чугун отличается химической нейтральностью по отношению к содержимому канализации. В дополнение к простой чугунной детали есть и покрытые резиной изделия. Обе версии полностью соответствуют нормам ГОСТ, что позволяет не опасаться нарушения работоспособности трубопровода. Клиновая задвижка имеет то преимущество, что ее обслуживание происходит без особо сложных действий. Запирающий блок перемещается поступательно либо возвратно под прямым углом к потоку жидкости и блокирует его перемещение или открывает путь.
Монтируя чугунные или иные задвижки, требуется проверять:
- соответствие их по техническим параметрам давлению в трубе;
- установку фильтра (он очистит рабочую среду);
- не находится ли система под давлением.
Подробнее про 30ч6бр
Чугунные конструкции отличаются еще и малым гидравлическим сопротивлением. Именно это обстоятельство позволяет жидкостям перемещаться максимально свободно. Но следует учесть, что открыть или перекрыть трубу в короткий срок не получится. Задвижка из чугуна исполнена в виде клина с двумя дисками и выдвигающимся шпинделем. Арматурный корпус оснащается крышкой, удерживающей прокладку из паронита.
Шпиндель отграничивается от крышки при помощи набитого сальника. Это решение позволяет добиться герметизации блока.
Запирающий блок образован:
- кольцами из латуни;
- распирающей осью;
- возмещающими прокладками.
Закрывать задвижку нужно, прокручивая рукоять по часовой стрелке. При этом шпиндель начинает вращаться, диски движутся вниз, и поток жидкости оказывается перекрыт. Наибольшее давление рабочей среды составляет 16 бар. Диаметр детали составляет 5–30 см. Масса ее равняется 11,5–270 кг — в зависимости от величины.
Вся линейка продукции может быть установлена в горизонтальном, вертикальном либо наклонном трубопроводе. Есть только два основных положения: открытое и закрытое. Регулировка потока невозможна. Параллельная задвижка ДУ 50 может работать при давлении не более 1 МПа. Подобные свойства дают возможность применять 30ч6бр даже в очень сложных канализационных системах. На производстве оборудование подвергается как гидравлическим испытаниям, так и проверке на действие в воздухе.
Дополнительные рекомендации по подбору и установке
Фитинги с крышками должны монтироваться:
- там, где будут подключаться сливы из стиральных и посудомоечных машин;
- на врезках внутреннего трубопровода в стояки;
- там, где соединяется несколько относительно мелких труб;
- как резервные входы для дополнительных шлангов.
Вентильные задвижки для фланцев — не единственный вариант. Есть также сварной вид заглушек и заглушающие крышки под уплотняющие кольца из резины. В дополнение к этим конструкциям могут применяться сетки, блокирующие движение твердых отходов, а также пневматические заглушки, монтируемые для отсоединения стояков от всей системы. Шиберная задвижка призвана дробить бумажную массу, она же устанавливается на выходах из систем, которые обрабатывают тяжеловесные крепкие отходы. Увеличение сечения квадратного выхода, по сравнению с круглым входом, помогает исключить накопление твердого вещества в задвижке и гарантировать безостановочное движение ножа.
Шиберные задвижки ножевого типа чаще всего ставятся горизонтально, они отличаются повышенной надежностью, могут обслуживать любую трубу и технически сложную систему. Индекс «Ч» или «С» обозначает соответственно корпус из чугуна либо стали, а «СМ» показывает изготовление из цветных металлов. Буква «Ф» в маркировке демонстрирует, что корпус футерован. Все эти параметры позволяют утверждать, что шиберные задвижки идеально подходят для различных отраслей современной промышленности. Некоторые из них оснащаются даже электроприводом, потому что ручное управление непрактично и ненадежно.
Задвижка из чугуна, которая оптимизирована для действия под малым давлением, всегда плоская. Если необходимо переносить среднее давление, форма ближе к овалу. А вот те устройства, которые рассчитаны на высокую нагрузку, делаются в виде шара. Также следует различать детали по исполнению рабочего узла, который может иметь выдвигающийся либо стационарный шпиндель. Все это относится к клиновым задвижкам, иначе устроены системы параллельного типа.
Принцип их работы подразумевает блокировку потока за счет ухода в стороны последовательно закрепленных дисков. Расходятся они потому, что расположенный в промежутке клин идет вниз. Уплотняющие кольца как в корпусе задвижки, так и на рабочих дисках размещены под углом 90 градусов к оси аппарата. Параллельные чугунные задвижки рассчитаны на номинальный напор до 10 бар, расчетный диаметр может колебаться от 5 до 42 см. Выбирать оснащенные электрическим мотором задвижки требуется в том случае, если нужно дистанционное управление (обычно его практикуют, когда устройство монтируется в труднодоступном месте).
Не все электрические приводы одинаково эффективны. Те из них, которые оборудованы возвращающей пружиной, несколько быстрее обычных реагируют на поступающие сигналы. Параллельная задвижка лучше клиновой, потому что меньше риск заедания клина при нечастом применении, а также понижается износ колец уплотнения. К сведению, эти негативные моменты выражены меньше у клиньев с резиновой оболочкой.
Другими преимуществами ее наличия являются:
- пригодность для контакта с жидкостями, движущимися со скоростью до 4 м/с;
- сокращение усилия для отпирания и перекрытия пропускного канала;
- повышение крепости;
- увеличение герметичности;
- пониженный крутящий момент и повышенная плавность.
Шланговый формат задвижки назван так потому, что внутри размещен упругий канал (собственно, шланг в одних случаях, патрубок в других). Этот канал может сжиматься или становиться менее плотным в зависимости от давления, оказываемого на него шпинделем. Эластичный ход из резины позволяет прикрыть металлические элементы задвижки от транспортируемых жидкостей. Выдвигающийся шпиндель подразумевает расположение снаружи. Когда крутится маховик, рабочая часть вкручивается в него или выходит строго на величину затвора. Такое решение хорошо тем, что облегчается контроль исправности узла и упрощается технический сервис.
В подземных канализационных ходах это преимущество не слишком существенно, там гораздо лучше проявляют себя шпиндели, не выдвигающиеся наружу: они занимают меньше места. При этом приходится мириться с увеличенной интенсивностью износа. Ходовой узел, уплотненный по сальниковому типу, считается наиболее надежным, сильфонный несколько хуже, а самостоятельно уплотняющийся стоит рассматривать лишь в последнюю очередь. Рекомендуется использовать задвижки, собранные при помощи сварки.
Как устранить или предотвратить неприятный запах из канализации, смотрите в видео ниже.
Источник https://gidkanal.ru/shibernyj-zatvor-dlya-kanalizatsii-chto-takoe-shiber-primenenie-harakteristiki/
Источник https://strojdvor.ru/kanalizaciya/zadvizka-dla-kanalizacii/
Источник https://stroy-podskazka.ru/kanalizaciya/kak-podobrat-zadvizhku/