Как сделать односкатную крышу гаража — рекомендации
Самым простым решением при создании кровли считается проект гаража с односкатной крышей, как на фото. Благодаря несложной конструкции стропильной системы – балки в данном случае опираются на стены постройки. Угол наклона ската при этом обычно равен 50-60 градусов. Его обеспечивает разница в высоте подпорок.
Правила выполнения монтажа крыши
Строительство односкатной крыши начинают с установки системы стропил, на которую ляжет основная нагрузка в процессе эксплуатации. Ее прочность и надежность позволит прослужить кровельному покрытию длительный период. Этот ответственный этап работ по возведению гаража вполне можно сделать самостоятельно, если внимательно изучить информацию, которая имеется в специальной литературе и в Интернете. Особое внимание следует уделить схеме соединения отдельных элементов стропильной конструкции, поскольку от этого зависит ее долговечность. Крыша односкатная для гаража своими руками может стать первым объектом в освоении полезных навыков выполнения работ, связанных со строительством и ремонтом.
Система стропил является основой каркаса будущей кровли, ей предстоит отражать неблагоприятные внешние воздействия и сопротивляться сильным ветровым нагрузкам. Одним из основных элементов такой конструкции считаются стропильные ноги, которые упираются своими концами в построенную «коробку» гаража. Для их изготовления используют древесину хвойных пород деревьев. Затем ее до того, как сделать односкатную крышу гаража, тщательно просушивают (в итоге влажность материала не должна превышать 20%), после чего обрабатывают антисептическими средствами и противопожарной пропиткой.
Остальные составляющие элементы стропильной системы относятся к вспомогательным деталям и необходимы для ее полноценного функционирования:
- перемычки – соединяют балки стропил для обеспечения дополнительной жесткости;
- дополнительные подпорки – их монтаж требуется при создании стропильной конструкции для объемных крыш, они защищают от прогибов длинные ноги балок;
- обрешетка из тонких деревянных брусков – нужна для качественного крепления материалов перекрытия на поверхности кровли, устанавливается перпендикулярно стропилам (читайте также: «Как перекрыть гараж — материалы»).
Технология установки стропил, когда выполняется крыша односкатная для гаража своими руками, отличается простотой, поскольку каркас для таких построек по своей конструкции несложен. Но ещё до того, как построить каркасный гараж, необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов.
Полезные рекомендации
В большинстве случаев владельцев недвижимости волнует проблема создания для гаража односкатной крыши по минимальной стоимости. Сэкономить на постройке позволяет разумный подход к проведению работ.
- поскольку прочность конструкции напрямую зависит от расстояния между несущими стенами, которое предусматривают проекты гаражей с односкатной крышей, то при промежутке менее 4,5 метров не потребуется монтаж дополнительных опор. В таком случае между двух стоек прокладывают балки. При большем расстоянии без дополнительных подпорок не обойтись;
Мауэрлат для односкатной крыши гаража
Правила создания односкатных кровель предполагают наличие основания для монтажа стропильной системы, для этого по периметру уже возведенных стен крепят балки, металлические или деревянные (мауэрлат). Этот элемент необходим для равномерного распределения нагрузки на конструкцию крыши, она передается по всей стене постройки от ног стропил.
Его делают на подготовленный армированный пояс. В ряде случаев, когда постройка имеет небольшие размеры, а крыша не слишком тяжелая, мауэрлат допускается крепить только на две стены, без армирования. Также мауэрлат служит для скрепления крыши и гаража.
Особенности создания односкатной кровли
- Строительство начинают с монтажа мауэрлата. Для этого берут деревянную балку 200х100 миллиметров. Через каждые 500 миллиметров на ней сверху просверливают отверстия для крепления анкеров диаметром 24 миллиметра и длиной болта, равной 300 миллиметров. Эти отверстия делают с учетом того, что частично анкерный болт будет крепиться в балке и одновременно располагаться в стене. Балки необходимо закреплять по всем углам. Чтобы конструкция односкатной крыши для гаража держалась прочно, дополнительно в отверстия под анкер заливают специальный строительный клей. Читайте также: «Как сделать крышу гаража своими руками – инструкция по монтажу двухскатной кровли».
Технология установки стропил
Технология установки стропил на балки, расположенные на верхней плоскости подпорных стен, предполагает, что:
- мауэрлат всегда жестко закрепляют на стене при помощи анкерных крепежных изделий;
- используемые балки должны соответствовать толщине стен;
- нередко для создания опор стропил задействуют 60-70-сантиметровые бруски, а имеющиеся между ними пустоты заполняют материалом, из которого возводилась «коробка» гаража (прочитайте также: «Как закрепить стропила»);
- прежде чем установить стропила (подпорные балки), рабочую поверхность основания выравнивают и гидроизолируют, для чего применяют рубероид или битумную смазку;
Огнезащита стропильной системы гаражей
Зная, как построить крышу гаража односкатную, ее можно сделать прочной и долговечной самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов. Но не всегда хозяева частных домовладений уделяют должное внимание пожарной безопасности построек. В то же самое время стропильные конструкции по причине возможного возгорания необходимо обрабатывать огнезащитными средствами. Читайте также: «Как сделать односкатную крышу на гараже – правила и последовательность монтажа».
Современные сертифицированные составы обладают одновременно способностью предотвращать воспламенение и выполняют функцию биозащиты. Их условно подразделяют на огнезащитные покрытия и пропиточные составы. Первые средства способны изменить вид деревянного элемента, их обычно применяют для обработки непросматриваемых деталей конструкций. В свою очередь пропитки используют в тех случаях, когда требуется сохранить декоративные свойства древесины.
Для удобства их использования пропитки, не имеющие цвета, колеруют перед их применением и, таким образом, появляется возможность отличить уже обработанную поверхность от той, что еще не подверглась обработке. Экономить на средствах для противопожарной безопасности гаражных построек специалисты настоятельно не рекомендуют. Прочтите также: «Проект дома с односкатной крышей: варианты».
Как сделать односкатную крышу гаража — рекомендации
- перемычки – соединяют балки стропил для обеспечения дополнительной жесткости;
- дополнительные подпорки – их монтаж требуется при создании стропильной конструкции для объемных крыш, они защищают от прогибов длинные ноги балок;
- обрешетка из тонких деревянных брусков – нужна для качественного крепления материалов перекрытия на поверхности кровли, устанавливается перпендикулярно стропилам (читайте также: «Как перекрыть гараж — материалы»).
- поскольку прочность конструкции напрямую зависит от расстояния между несущими стенами, которое предусматривают проекты гаражей с односкатной крышей, то при промежутке менее 4,5 метров не потребуется монтаж дополнительных опор. В таком случае между двух стоек прокладывают балки. При большем расстоянии без дополнительных подпорок не обойтись;
- при возведении стен гаража из кирпича одну делают выше другой. При расчете угла наклона односкатной крыши учитывают то обстоятельство, что он не может составлять менее 25 градусов. Его высчитывают, исходя из расстояния, имеющегося между несущими противоположными стенами, и разницы в их высоте;
- при выборе угла наклона равном 25 градусам каждый метр расстояния между противоположными несущими опорными элементами добавляет высоте второй стены 300 миллиметров. Например, при расстоянии, составляющем 4 метра, величина прироста одной из стен будет 300х4 = 1200 (миллиметров). Таким образом, одна стена должна превышать другую на 1,2 метра.
- Строительство начинают с монтажа мауэрлата. Для этого берут деревянную балку 200х100 миллиметров. Через каждые 500 миллиметров на ней сверху просверливают отверстия для крепления анкеров диаметром 24 миллиметра и длиной болта, равной 300 миллиметров. Эти отверстия делают с учетом того, что частично анкерный болт будет крепиться в балке и одновременно располагаться в стене. Балки необходимо закреплять по всем углам. Чтобы конструкция односкатной крыши для гаража держалась прочно, дополнительно в отверстия под анкер заливают специальный строительный клей. Читайте также: «Как сделать крышу гаража своими руками – инструкция по монтажу двухскатной кровли».
- После установки мауэрлата готовят стропила и располагают их на нем между несущими стенами, находящимися одна напротив другой. В стропильных балках вырезают двойные зубья, которые будут помещать в подготовленные отверстия в мауэрлате.
- Каждое стропило монтируют с шагом 60-70 сантиметров в порядке очередности, скрепляя его металлическим хомутом и болтом, который соединит стропильную ногу и мауэрлат. Стропила заготавливают в необходимом количестве до того, как сделать односкатную крышу гаража и обрабатывают антисептическим составом.
- мауэрлат всегда жестко закрепляют на стене при помощи анкерных крепежных изделий;
- используемые балки должны соответствовать толщине стен;
- нередко для создания опор стропил задействуют 60-70-сантиметровые бруски, а имеющиеся между ними пустоты заполняют материалом, из которого возводилась «коробка» гаража (прочитайте также: «Как закрепить стропила»);
- прежде чем установить стропила (подпорные балки), рабочую поверхность основания выравнивают и гидроизолируют, для чего применяют рубероид или битумную смазку;
- во время монтажа мауэрлата требуется постоянный контроль над горизонтальным расположением его поверхности;
- после завершения установки основания для закрепления стропильной системы односкатной крыши на балках производят отметки мест вхождения стропил и под них вырезают гнезда;
- подготовленные пазы обрабатывают специальными защитными средствами;
- стропила помещают в гнезда таким образом, чтобы их концы выступали примерно на 40 сантиметров из мауэрлата. Их крепят к балке при помощи анкерных болтов и скоб, для прочности соединяя оба элемента медной проволокой;
- дополнительные опоры устанавливают в обязательном порядке, если длина балок превышает 4,5 метра;
- обрешетку для монтажа кровельного материала выполняют из тонких брусков сверху гидроизоляции перпендикулярно несущей системе. Ее делают сплошной или разреженной. В зависимости от тяжести материала для кровли обрешетка бывает однослойной или двухслойной (прочитайте: «Как сделать крышу гаража: обустройство и монтаж»).
Односкатная крыша для гаража: обзор вариантов и технологии строительства
Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.
Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.
Содержание
Неоспоримые достоинства односкатной крыши
Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.
Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:
- Экономичность. На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
- Конструктивная простота. Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
- Долгосрочность безукоризненной службы. Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.
Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.
Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или полумансардная схема, предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.
Тонкости проектирования крыши гаража
Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.
Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.
Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».
По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.
Принципы определения угла наклона
Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.
На выбор угла наклона ската влияют три фактора:
- Климатическая специфика конкретного региона. Пологие односкатные сооружения крутизной до 5-7º нерационально возводить в областях с обильным выпадением зимних осадков. Зато они прекрасно работают в местностях с высокой ветровой активностью и с незначительным количеством снега. Односкатные крыши с углом наклона 20-25º не стоит строить в районах с частыми сильными ветрами над отдельно стоящими гаражами. Возможно сооружение над пристройкой.
- Вид кровельного покрытия. В обустройстве пологих крыш до 8º применяются рулонные кровли: полимерные, 3х и 4х-слойные битумные или битумно-полимерные материалы. Если крутизна крыши 8-10º кровля укладывается в два слоя. Если угол наклона 15-20º, используются металлические листы, соединенные фальцем, плоский и волнистый шифер. Для крыш крутизной 25º подойдет профнастил или одна из его вариаций, металлочерепица.
- Ландшафтный дизайн усадьбы. Архитектурные каноны повелевают использовать кровли одного цвета и вида в пределах одной территориальной единицы. Хотя бы на собственном участке, если это не слишком обременит бюджет.
Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.
Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.
Длина стропильных ног
Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:
- Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
- Свесы над срубами должны быть 50-60см.
- Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.
Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.
По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.
Правила расчета стропильной системы
Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.
Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:
- Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
- Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
- Вес утеплителя, если планируется его установка.
- Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.
Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили в статье о расчетах стропильной системы скатных крыш, или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.
Степень сложности стропильного каркаса
Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:
- Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
- Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
- Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.
Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.
Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.
Инструкции по строительному процессу
Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.
Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.
Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.
В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.
Каркасные гаражи не слишком требовательны к фундаментам. Из-за неравномерной просадки подстилающих грунтов их может несколько перекосить. Однако рамы верхней и нижней обвязки, жестко сцепленные со стойками стен, не дадут постройке разрушиться. Причем исправить перекос не составит труда: достаточно приподнять просевшую часть строения домкратом и выровнять фундамент посредством подкладки кирпичей, пеноблоков, обрезков бруса и др.
В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.
Строительство обособленного гаража с «односкаткой»
Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.
Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:
- Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
- Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
- Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 — 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
- Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
- Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
- Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
- Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
- Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.
Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.
При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.
Сооружение пристройки с односкатной крышей
По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.
Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.
После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.
Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.
Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:
- Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
- Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
- Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
- Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
- Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
- Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
- Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.
Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.
Видео с подробным разбором технологии
Наглядная информация в помощь тем, кто решился на строительство односкатной крыши над гаражом своими руками: видео превосходно демонстрирует процесс сооружения.
Устройство стропильной системы:
Сооружение обрешетки под укладку рубероида:
Укладка рубероида на односкатную крышу:
Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.
Рекомендации строителей, как правильно сделать односкатную крышу на гараже самостоятельно
Индивидуальному гаражу как нельзя лучше подходит односкатная крыша. Причём это не зависит от того, из какого материала построены стены бокса.
Возведение такого типа кровли экономически выгодней по сравнению с двухскатной крышей, где потребность в материалах намного выше и требует больших трудозатрат.
Разберем пошагово, как правильно возвести односкатную крышу на гараже своими руками.
Разновидности кровель
Самые распространённые виды односкатной кровли в гаражных боксах – это деревянные стропильные системы и железобетонные плиты перекрытия. Если устройство стропил предполагает наличие чердака, то ж/б плиты являются одновременно потолком и крышей бокса. И та и другая конструкция обладает своими преимуществами и недостатками.
Для возведения односкатной крыши для гаража применяют три вида кровель:
- Скользящая система предполагает, что нижние концы стропил могут свободно скользить поперёк опорных балок (мауэрлата). Это делают в гаражах, сложенных из бруса или брёвен, которые подвержены существенной усадке.
Особенности проектирования и расчёты
Стропильная система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельных деревянных наклонных балок. Сами стропила становятся основанием для обрешётки под укладку кровельного покрытия.
В основу проектирования крыши закладывают расчёты таких параметров, как:
- угол наклона и его направление;
- форма и конструкция стропил;
- сечение и длина несущих балок;
- сложность конструкции ферм;
- теплоизоляция.
Угол наклона и его направление
Чем больше угол, тем круче уклон крыши. Минимальная его величина определяется в соответствии со СНиПом 2.01.07-85*. Пользуясь его картой и таблицей, определяют максимальную снеговую нагрузку в месте строительства бокса и основное направление ветров.
На основании этих данных находят в соответствующей таблице оптимальный угол наклона кровли. Направление наклона крыши выбирают в сторону преобладающих ветров с тем, чтобы силовой поток воздушных масс прижимал книзу крышу.
Кроме этого, наклон крыши должен способствовать быстрому сходу тающего снега, а также соответствовать определённому виду кровельного покрытия:
- от 10 до 200 – профилированный настил;
- более 200 – шифер, ондулин, натуральная черепица;
- от 250 – металлочерепица.
Форма и конструкция стропил
Стропила, подстропильные ноги, опорные балки, лежени и подкосы изготавливают из трёх видов древесины:
- Цельный брус.
- Брёвна.
- Клееный брус.
Цельный брус
Стропила и подстропильные элементы изготавливают из бруса. Это самый популярный материал для монтажа кровельных систем.
Брус сечением 50 х 150 мм и более обладает большой несущей способностью, выдерживающий максимальную снеговую, ветровую нагрузку и вес покрытия из самых тяжёлых материалов.
Брёвна
В редких случаях опорную часть кровли гаража возводят из брёвен. Для этого используют стволы деревьев ø 15 – 20 см, очищенные от коры и обработанные антисептиками.
Клееный брус
Его получают путём склейки отдельных досок в единый монолит в заводских условиях.
Материал обладает повышенной несущей способностью, но «боится» повышенного уровня влажности. Такие стропила обойдутся дороже, чем балки из цельного бруса и брёвен.
Если высокая часть крыши располагается над воротами гаража, то стропила удлиняют свесами с кровельным покрытием с целью защиты от осадков место въезда и выезда автотранспорта из бокса.
Сечение и длина несущих балок
Стандартный размер гаражного бокса равен 3 х 6 м. Длина стропил, в случае прокладки в длинную сторону, будет примерно равна 6,2 – 6,5 м, в зависимости от длины свесов. Нередко стропила монтируют параллельно плоскости ворот бокса. Тогда балки изготавливают длиной 3,2 – 3,4 м.
При длине более 6 метров несущая балка с остальными элементами образует рамную опорную конструкцию – ферму. Что касается сечения несущих балок, то при длине пролёта до 3,5 метров (с учётом свесов) достаточно использовать цельный или клееный брус 50 х 150 мм, или брёвна ø 150 мм. При длине 6 метров и более использую брус сечением 50 х 200 мм или брёвна ø 200 мм.
Сложность конструкции ферм
Ферма отличается от простой стропильной системы тем, что внутри рамы устанавливают одну или две дополнительные распорки (подстропильные ноги). Их функция заключается в том, чтобы максимально разгрузить пролёт стропил. Такие стропильные системы называют висячими.
Различные решения конструкции ферм представлены на нижнем рисунке. На нижнем фрагменте рисунка представлена схема перекрытия кровлей пролёта гаража длиной от 12 до 16 метров. Такие гаражи строят для предприятий, содержащих свой автопарк.
Теплоизоляция
Утепление кровли имеет смысл, если бокс будет отапливаться. Для этого устанавливают котлы различной конструкции, электрообогреватели или протягивают трубы к радиаторам от домового котла. В любом случае, чтобы удержать тепло внутри гаража нужно утеплять не только пол, стены, но и потолок.
Наилучшим вариантом теплоизоляции односкатной крыши со стропильной системой является укладка рулонного утеплителя между балками перекрытия на подшивку из досок или листов ОСБ.
Так как рулонный материал утеплителя бывает шириной 1м и 1,2 м, то шаг между балками выдерживают в этом размере по осям. Утеплитель при укладке плотно занимает своё пространство, не оставляя щелей. Теплоизоляционные маты толщиной 50 мм укладывают внахлёст, в три слоя.
Во втором варианте, когда односкатная крыша гаража представляет собой железобетонные плиты, уложенные под наклоном на стены разной высоты, утепление кровли производят следующим образом:
- по периметру крыши устраивают борта высотой 150 – 200 мм. Это может быть продолжением кладки стен или специальные щиты из листового материала;
- сухую поверхность плит очищают от грязи и мусора;
- застилают плёночной пароизоляцией;
- всё засыпают керамзитом толщиной 100 – 150 мм;
- засыпку уплотняют подручными средствами;
- поверх делают стяжку из цементного раствора марки не менее М 150 и толщиной 50 мм;
- стяжку укрывают мягкой кровлей на битумной мастике.
Инструменты и материалы
Для установки стропильной системы крыши гаража понадобятся инструменты и материалы.
Инструменты:
- циркулярная и торцевая пила;
- электролобзик;
- пила по дереву;
- молоток, топор;
- электродрель и шуруповёрт;
- рулетка, лазерный уровень;
- маркер.
Материалы:
- брус цельный или клееный;
- доски;
- фанера или листы ОСБ;
- рулонная гидроизоляция;
- рубероид;
- жидкий антисептик;
- метизы (болты, гайки, шурупы, саморезы, гвозди);
- металлические монтажные уголки.
Инструкция по строительству своими руками
Нужно рассмотреть два варианта устройства кровли – строительство односкатной крыши обособленного гаража и бокса-пристройки.
Пошаговая инструкция по возведению обособленного гаража с односкатной крышей:
- В зависимости от условий грунтового основания возводят ленточный или столбчатый фундамент.
- Устраивают ростверк, заливая опалубку с армокаркасами.
- Возводят стены из кирпича, шлакоблоков или пеноблоков одновременно с установкой ворот.
- Внутри на песчано-щебёночной подушке делают стяжку пола из бетона.
- Наверх противоположных двух стен, покрытых рубероидом, укладывают опорный брус (мауэрлат), который крепят к кладке шпильками.
- На мауэрлат опирают балки перекрытия, фиксируя их шурупами или гвоздями.
- Балки подшивают снизу фанерой или листами ОСБ, используя шуруповёрт.
- Сверху перекрытие застилают пароизоляцией (полиэтиленовой плёнкой).
- Пространство между балками заполняют утеплителем.
- С одной стороны, на стену устанавливают вертикальные стойки, крепя их метизами к мауэрлату с последующей обшивкой фронтона.
- Верх стоек и противоположные концы балок соединяют воедино стропилами, получая ряд ферм.
- Поверх стропил устанавливают обрешётку из досок.
- Обрешётку укрывают рулонной гидроизоляцией.
- Монтируют кровельное покрытие (профнастил, черепицу битумную, натуральную, ондулин, металлочерепицу и т.п.).
Пошаговая инструкция по возведению односкатной крыши гаражного бокса-пристройки:
- Под пристройку возводят фундамент отдельный от основания дома.
- Внешние стены вместе с воротами возводят из разных материалов (кирпич, шлакоблок и пр.).
- Примыкающую сторону гаража в зависимости от планировки дома можно построить в любом приемлемом исполнении, снабдив перегородку входной дверью.
- Уклон крыши делают в сторону ворот. Заднюю сторону кровли пристройки подводят под свесы крыши основного здания.
Видео-инструкция по строительству односкатной крыши гаража своими руками:
Заключение
Устройство односкатной крыши для гаража может быть выполнено в различных вариантах. Их должны объединять единые качества – это прочность, надёжность и эффективная теплоизоляция.
Далеко не всем дано самостоятельно заниматься строительством приусадебных построек по причине нехватки знаний и опыта в этой сфере. В этом случае не надо пытаться строить гараж с односкатной крышей своими руками, а лучше обратиться к профессиональным строителям.
Источник https://kryshadoma.com/vidy-krovli-kryshi/kak-sdelat-odnoskatnuyu-kryshu-garazha-rekomendatsii.html
Источник https://krovgid.com/montazh/odnoskatnaya-krysha-dlya-garazha.html
Источник https://stroim-domik.org/stroitelstvo/garazh/krysha-dlya-g/kak-sdelat-odnoskatnuyu