Карта сайта
НЕОБЫЧНЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, КРЕАТИВНЫЕ...
ЗДАНИЯ и СООРУЖЕНИЯ


Получай первым обновления сайта!

Альгамбра

Просмотров: 2658 Версия для печати


Альгамбра – редкая для Европы постройка рук человеческих. На этот архитектурный ансамбль совершенно не оказала влияние византийская архитектура. Что ж, удивляться тут по большому счету нечему — строили этот уникальный комплекс отнюдь не христиане, а владевшие Гранадой арабы – мавры.

Альгамбра расположена на вершине скалистого плато, что на юго-востоке Гранады, на высоте 700м над уровнем моря. Романтичные мавританские поэты сравнивали Альгамбру с жемчужиной в изумрудах. Почему в изумрудах понятно: во времена арабских поэтов-очевидцев возвышенность, на которой стоит сооружение, была покрыта сплошь зеленым лесом. Остается вопрос — причем тут жемчужина? Ведь основной цвет комплекса зданий отнюдь не молочно-белый перламутр, присущий жемчугу, а, совершенно наоборот, стенам присущ красноватый оттенок выгоревших  на солнце глиняных кирпичей. Так почем уже жемчужина? На этот вопрос мы ответим чуть позже.

Много всякого повидала Альгамбра за века своего существования: была она свидетельницей времен небывалого расцвета, и лет упадка, запустения. Пережила взлет инженерной и архитектурной мысли и варварский вандализм. Здесь некогда находились резиденция и арабских халифов, и христианских королей. В наши дни бурные ветры истории, похоже, улеглись над древним сооружением. Сейчас это тихий музей одной из самых известных и красочных достопримечательностей континентальной Испании.

Варианты происхождения названия


Современное название – Альгамбра (Al Hamra по-арабски — буквально «Красный замок») – по мнению одних историков, восходит к красному пламени факелов, освещавших не прекращающееся ни днем, ни ночью многолетнее строительство комплекса. Другие связывают название с цветом глиняных кирпичей, использованных при постройке. Третьи вообще считают, что цветовая гамма здесь совершенно ни при чем, а Альгамбру нарекл/pи именем основателя замка — Мухаммеда Ибн Аль-Ахмара (Muhammed Ibn Al Ahmar). Четвертые также не берут цвет в расчет, а этимологию названия видят в арабском выражении Дар Аль-Амра (Dar Al Amra — Дом Хозяина). Как бы то ни было, утверждать что-то наверняка через столько лет вряд ли возможно.

История Альгамбры мусульманской

Первое упоминание об Альгамбре относится к 889г. В нем говорится, что во времена уничтожившей Кордовский халифат гражданской войны, Саввар бен Хамдун возвел на этом месте крепость. Крепость была названа Алькасаба (верхний город) и стенами соединялась с городом Гранада.

В 1241г. основатель династии Насрибов Хаена перенес свою столицу в Гранаду и принял имя Мохаммед I. Своей резиденцией правитель, разумеется, выбрал Альгамбру. Крепость, принявшая статус королевской резиденции, начала бурно хорошеть и развиваться. В конце 13 – начале 14 вв, в Алькасабе появились Смотровая башня и донжон. Часть местной речки была, чтобы не мешать строительству, отведена по новому руслу, а на месте старого возвели дополнительные укрепления и построили  квартал складов. Наследник основателя династии, Мохаммед III, возвел в Альгамбре первые общественные бани (позднее на этом месте разместилась церковь Св. Марии). В начале 14в был также построен летний дворец – Генералифе.

В 1333г. Юсуфом I была начата реконструкция комплекса, завершенная Мохаммедом V. В это время весь архитектурный ансамбль разделился по прикладному принципу на две части. Алькасаба стала сугубо военным укреплением, крепостью, а дворцы королевского проживания выросли рядом. Альгамбра приняла внешний вид, знакомый нам сейчас. Во время реконструкции комплекс обрел такие достопримечательности, как Ворота Правосудия, Львиный двор с прилегающими помещениями, Дворец и башня Комарес и др.

В 14-15вв Испания вела с арабами непрекращающуюся войну за исконные территории, прозванную Реконкистой. 2 января 1492г. последний арабский хозяин крепости, дворов и дворцов оставил свои владения победившим Изабелле Кастильской и Фердинанду II Арагонскому. Сбылось давнее поверье о том, что Аллаху неприятно было смотреть на конкурировавший с эдемом рукотворный рай, поэтому он изгнал правоверных из этих мест. Счастливые дни мавританской Альгамбры навсегда закончились, и начались дни Альгамбры христианской.

История Альгамбры христианской

В 16в. Католические короли Испании устроили в Альгамбре резиденцию. Вновь были усилены подступы к крепости, на месте мечетей возвели храм, рядом расположили монастырь. Вместе с этим новые хозяева распорядились замазать побелкой все наружные украшения, стереть всю позолоту.

В 17в. Карл V задумал перестройку зимнего дворца Альгамбры в духе Эпохи Возрождения. Для реализации своих замыслов, король приказал снести львиную долю существовавших покоев, но дело реконструкции до конца не довел. Следующим испанским королем, ведшим строительство в Альгамбре, был Филипп II, сын Карла V. Прославился тем, что выстроил дворец в итальянском стиле внутри арабской постройки. Он же перенес столицу Испании в Мадрид, что привело к увяданию и запустению Альгамбры.


В 1812г французская армия взорвала одну из башен комплекса, в 1821г ансамбль сильно повредило случившееся в это время землетрясение. Лишь в 1828-ом испанцы вспомнили об исторической и культурной роли Альгамбры. В этом году стартовали на территории крепости реставрационные работы, которые продолжались вплоть до 1930г. В 1984г злоключения красивейшего мавританского построения в Европе закончились. Альгамбра была включена ЮНЕСКО во всемирный список памятников истории и культуры. В настоящее время на территории комплекса расположен крупный музей.

Путеводитель по музею

Архитектурный ансамбль Альгамбра делится на две основные части: самый верх горы занимает, как это и положено крепости, укрепленная цитадель Алькасаба и примыкающий к ней с восточной стороны город эмиров. Весь комплекс имеет длину 740м, максимальную ширину 205м, площадь 142 кв.км. Периметр внешних стен, примыкающих к стенам Гранады, составляет около 2км.

Между стеной и склоном к нынешнему главному входу, расположенному с южной стороны  музейного комплекса, ведет дорога, хотя в Средние века в Альгамбру входили через Ворота Правосудия одноименной башни. Еще один вход расположен с восточной стороны крепости. Раньше отсюда вел путь к летнему дворцу Генералифе. Город эмиров, Медина, огражден двойной стеной, над которой возвышаются более 20 башен. Медина делилась на западную и восточную части. На западе располагались все дворцы Альгамбры, на востоке – прочие постройки, почти не дошедшие до наших дней. Сейчас здесь разбит большой парк.

Северо-запад комплекса занят преимущественно постройками дохристианской, т.е. мавританской эпохи. На северо-западе стоит дворец Насридов. Снаружи сооружение выглядит довольно безвкусно, но внутри сохранилась богатая отделка. Дворцовый комплекс представляет собой систему внутренних двориков, окруженных помещениями и резными галереями семиметровой высоты. Самый большой из дворов, Миртовый, имеет площадь 924кв.м, центре его расположен большой бассейн. К Миртовому дворику примыкает самая высокая башня Альгамбры – Комарес. Ее высота – 23м, а в плане башня представляет собой квадрат 12Х12м. Все внутреннее пространство Комарес занимает Зал Послов, отличающийся высоким (более 18м в высоту) резным куполом. В этом помещении не только назначали аудиенции послам, он вообще служил эмирам тронным залом. Здесь принимались все важные посетители и выносились все важные решения.


Вторым по величине двором комплекса является Львиный двор (35х20м). Львиным он прозван из-за 12 скульптур царя зверей, окружающих фонтан в центре дворика и подставляющих спины его чаше. По периметру двор окружают 124 мраморные колонны. Львиный дворик – центр бывшей женской половины дворца. Здесь расположена старейшая комната этой части комплекса – Палата Двух сестер, место жительства любимой жены правителя. Напротив Палаты разместился Зал Абенсеррах, названный так из-за того, что в его стенах, по преданию, были обезглавлены по приказанию эмира 36 членов влиятельного в те времена рода Абенсеррахов. За дворцом Насридов, в самом северо-западном углу комплекса строит дворец Партал.

На юго-западе представлены преимущественно христианские постройки. Венцом этих архитектурных творений служит недостроенный дворец Карла V. Представляющий в плане квадрат, дворец планировался в те давние времена как трехэтажное сооружение, покрытое красивым и мощным куполом. Возведено, однако, было все два этажа, а вместо купола оказался открытый круглый внутренний дворик, окруженный колоннадой. Рядом с недостроенным дворцом испанцы построили церковь св. Марии и монастырь.

Западная часть комплекса занята укрепленной цитаделью Альгамбры – Альтаксабой. В мавританские времена, крепость была отделена от дворцового ансамбля широким и глубоким рвом и мощной двойной стеной с тремя башнями. Внешняя стена гораздо ниже внутренней, а пространство между стенами образует еще один дворик, узкий и вытянутый. Вступившие во владение Альгамброй христиане, достроили по северному и южному склонам возвышенности третью стену, зато ров частично засыпали, а частично использовали в утилитарных целях, устроив здесь довольно внушительное водохранилище.


Двор подле резервуара для воды, или Площадь Прудов расположена ниже уровня как Альгамбры, так и Альтаксабы. Пруды, давшие имя площади, построены здесь в 1494г. графом Тендилла. Входом сюда служат Ворота Вина, или Винные Врата, в бытность правления Насрибов служившие западным входом в Альгамбру. Попасть вовнутрь цитадели можно через ворота в Башне Кубо по дороге, ведущей между стен по северному склону. Выше башни Кубо, в следующей линии обороны, расположилась Башня Омажа. Ведущую в крепость дорогу контролирует также Оружейная башня, в которой сделаны еще одни ворота. На узкой западной стороне цитадели находится башня – Дозорная. Ее высота 25м.

Особенности архитектуры

Альгамбра – классический образец типичной мусульманской «закрытой архитектуры», когда пышность и великолепие внутренних помещений скрывалось за обыденным внешним видом стен наружных.  Изнутри комплекс зданий Альгамбры представляет собой сложную систему разноуровневых дворов и окружающих их дворцов, в которых внутренние дворики под открытым небом – полноправные дворцовые помещения. Так, Миртовый дворик, по сути, центральная зала Дворца приемов, а Львиный дворик – центр львиного дворца, женской половины дворцового комплекса.

Гармония и поэтичность – пожалуй, два этих понятия наиболее ярко характеризуют архитектуру Альгамбры. Что увидит путешественник, оказавшийся в этом древнем городе? Арки, самых разнообразных форм, угнездившиеся на стройных изящных колоннах, невероятный контраст залитых солнечным светом двориков и уютную тень окружающих их галерей, комнат для молений и дворцовых покоев. Резные узоры, арабская вязь и геометрические орнаменты чистых, как на полотнах импрессионистов, красок. Основные мотивы росписи – переплетение ромбовидных орнаментов и стилизованные растительные мотивы.

Коран запрещает изображение людей в любом виде, поэтому в Альгамбре невозможно встретить ни рисунка, ни барельефа, ни фрески с человеческим изображением. Также напрасно искать здесь статуи. Однако, даже в эту мусульманскую ортодоксальность, затесалось как-то изображение человеческой руки. Мраморная рука находится в углублении, расположенном в Башне правосудия. Поверье утверждает, что рука призвана отводить дурной глаз от тех, кто проходит через башенные ворота. Толкователи Корана видят в пяти пальцах ладони пять основных заповедей священной книги мусульман: Единство Бога, обязательную молитву, пост и воздержание в священный месяц, милосердие и благотворительность, а также паломничество в Мекку.


Основной мотив архитектуры ансамбля – вода. Вода здесь везде и повсюду. В виде бассейнов, каналов, бьющих из-под земли родников-источников. Русла рукотворных ручьев проделаны даже в перилах лестниц. Вода то разрезает на части зеленый монолит сада, то растекается фонтанными струями…

Посещение Альгамбры оставляет самые невероятные впечатления. На этот вечный город,  в архитектуре которого соединились несколько эпох, культур и конфессий, как будто бы перестало действовать разрушительные дыхание времени. Бесспорно, Альгамбра –одна из самых больших драгоценностей всемирного наследия. Именно поэтому эпитет изумрудная жемчужина так подходит «Красному замку».

Рейтинг:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 Голос, средний: 4,33 из5)
Loading ... Loading ...

Поделиться:



Похожие статьи:

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

Прообраз средневековых замков, т.е. возвышенная и укрепленная часть городского

Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу

Древние цивилизации инков и ацтеков канули в лету –

Статуя Зевса Олимпийского

Статуя Зевса Олимпийского

Поклониться Зевсу съезжались паломники со всей Эллады – они

Популярные:

Плавающий город-корабль

Плавающий город-корабль

Жизнь преподносит человечеству различные сюрпризы, оказывающие большое влияние на

Эмпайр-стейт-билдинг

Эмпайр-стейт-билдинг

Знакомьтесь, один из старейших небоскребов мира – Эмпайр Стейт

«Зеленый» город будущего

«Зеленый» город будущего

Архитектурный образ Астаны, являющейся столицей Казахстана, быстро меняется —

Максим

Очень интересная постройка. На фотографиях видно много бассейнов. На первом фото мне особенно понравился сад, напоминает чем-то Висячие Сады. Хотелось бы отправится туда на экскурсию.

Катарина

Великолепное строение. Я если честно тоже не понимаю как одно и то же строение может быть реликвией для таких разных, а бы даже сказала противоположных религий.

Алиса

Чудесное место. Создается впечатление что это рай на земле. Такое умиротворение и спокойствие. Прям дух захватывает.

Денис

Title исправьте.

Оставьте комментарий:









Return to Top ▲Return to Top ▲