Карта сайта
НЕОБЫЧНЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, КРЕАТИВНЫЕ...
ЗДАНИЯ и СООРУЖЕНИЯ


Получай первым обновления сайта!

Ангкор-Ват

Просмотров: 2963 Версия для печати


Древняя кхмерская цивилизация, возникшая на стыке индийской и китайской культур, оставила миру память о себе в виде одного из самых больших на планете храмовых комплексов, Ангкора. Расположенный севернее огромного озера Тонлесап (Великое озеро), бывший некогда величественной столицей кхмеров, Ангкор, появившийся в 9в (начало строительства – 802г) и достигший своего расцвета к 12-13вв нашей эры, до сих пор служит иллюстрацией силы и могущества кхмерских царей того времени. В 12в Ангкор был одним из крупнейших городов Земли. Население его составляло более миллиона человек. Для сравнения, население Парижа того времени – 50 тысяч человек, а Лондона – вообще 20 тысяч. Начиная с 13в, столица империи, как и все кхмерское государство, постепенно угасает. В  1431 году  город захватили и разрушили воины соседнего Сиама. Жители покинули его, и на долгие годы Ангкор попал под власть джунглей.

Когда-то Ангкор был полноценным городом с жилыми домами и зданиями общественного назначения, но в полном объеме дойти до наших дней кхмерской столице помешали архитектурные традиции местных жителей. Дело в том, что из камня (главным образом, песчаника) кхмеры строили только многочисленные храмы. Исключением служили фортификационные сооружения, которые возводились из туфа. Для прочих строений предназначалось дерево, благо вокруг его в избытке. При всех своих положительных свойствах, древесина в качестве строительного материала гораздо менее долговечна, чем камень, особенно в условиях жарких и избыточно влажных тропиков. Ни одно деревянное сооружение Ангкора до наших дней не дожило. Взорам современников открываются исключительно величественные и многообразные храмы и храмовые комплексы древней столицы, покрывающие внушительную территорию. Ангкор протянулся на 24км с запада на восток и на 8км с севера на юг. Он занимает площадь в 200 кв.км. Всего здесь сохранилось около 100 храмов и дворцов.


Современная история

Современная история Ангкора для жителей Европы начинается с середины 19в. В 1868г увидела свет книга выдающегося французского натуралиста Анри Муо «Путешествие в Сиам и Камбоджу», сделавшая Ангкор необычайно популярным среди жителей Старого Света.

В 1907 году район расположения Ангкора, находившийся долгое время под контролем Сиама (Таиланд), под давлением Франции, чьей колонией была Камбоджа, был возвращен исторической родине. Город находился в удручающем состоянии – веками здесь хозяйничали джунгли.

В начале 20в начались весьма робкие попытки очистить город от растительности и реставрировать сохранившиеся храмы. В 30гг прошлого века эти попытки окрепли и набрали силу. Особенно большой объем работ был выполнен в 60-х годах. Гражданская война, бушевавшая в стране после военного переворота в 1970 году и продолжавшаяся почти 20 лет, не только заставила прекратить всю реставрационную деятельность, но и нанесла комплексу непоправимый ущерб. В 80-х годах в развалинах Ангкора находилась главная база партизанских отрядов так называемых «красных кхмеров», что, разумеется, сохранности комплексу добавить не могло.

В 1992г терпящий бедствие Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО. Сказать, что это круто изменило к лучшему судьбу многовекового памятника, было бы преувеличением, однако несомненные улучшения в содержании объекта сейчас налицо.

Технология реставрации

Храмы Ангкора построены из песчаника без применения цемента либо другого скрепляющего материала. Камни кладки сцепляются друг с другом в замок.  Интересна технология кирпичной кладки древних кхмеров. При укладывании кирпичей не использовался никакой связующий состав типа цемента. Увлажненные глиняные кирпичи смазывались каким-то составом, своими  свойствами напоминающим современную олифу, и в таком полусыром виде притирались друг к другу. О качестве такой кладки можно судить по тому, что строения дожили до наших дней.

Особенности кладки обуславливают специально разработанную технологию реставрации. Алгоритм ее следующий. Сначала реставрируемый храм очищают от расплодившейся за века запустения растительности. Процесс этот весьма труден и трудоемок. Чтобы удалить одно дерево уходит до четырех месяцев напряженной работы. Следующим шагом инвентаризируют все каменные блоки в окрестностях строения, как упавшие на землю, так и стоящие на своих местах. Блоки тщательно разбирают и фотографируют. Полученную о составных частях сооружения информацию обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ. Эти программы, проанализировав данные о каменных замках и фрагментах изображенной на камне резьбы, определяют место, которое занимал данный камень во всей конструкции. После компьютерной обработки всех данных, здание заново собирают. В качестве строительного материала используют уцелевшие оригинальные блоки и «новоделы», изготовленные взамен утраченных из того же песчанника. Процесс этот очень кропотливый и медленный, к настоящему времени реставрирована лишь малая часть территории Ангкор-Вата.


Экскурсия по Ангкору

Наметить план осмотра главных достопримечательностей комплекса лучше всего с вершины горы Пном-Бакхенг, где расположен древнейший памятник Ангкора – индуистский храм времен царя Яшовармана, основателя древней столицы. То, что этот храм наиболее древний, доказал наш соотечественник, потомок русских эмигрантов во Франции, Виктор Голубев. В честь него гора Пном-Бакхенг носит второе название – Голупура.

На севере от Голупуры расположен Ангкор-Тхом, или Большой Ангкор. На юго-востоке — Ангкор-Ват, самый знаменитый храм комплекса. Его силуэт прорисован на государственном флаге Камбоджи. Чуть дальше расположен Та Пром, еще дальше — храм Бантей-Срей.

Ангкор-Ват

Ангкор-Ват (город-храм) – самый знаменитый храм Ангкора. Храм занимает площадь около 200га и по периметру окружен рвом шириной 190м. В древности во рве разводили крокодилов, а строение является одним из самых больших культовых сооружений на планете. Построено это величественное здание во времена правления Сурьявармана II (1112г-1152г). Храм посвящен богу Вишну и возводился с теми же целями, что и египетские пирамиды – служить местом захоронения тела царя.

Проход в храм начинается от пересекающей ров с западной стороны каменной дамбы. Дамба упирается в ворота в стене, окружающей храм. Длина стены – 1025м, ширина – 800. К самому храму от ворот проложена широкая дорога. Дорога искусственно поднята и проходит по насыпи, высотой почти полтора метра. Достигнув храма, путь пролегает между двумя искусственными прудами, которые в засушливое время года пересыхают.

Сам храм представляет собой сложное трехуровневое сооружение, также напоминающее пирамиду со срезанной верхушкой. Детали конструкции – множество переходов и лестниц с уровня на уровень. Верх строения – своеобразная корона из пяти башен, четырех по краям крыши и самой высокой  в центре. Высота этой башни составляет 42м от уровня храма и 65м от земли. Данное сооружение символизирует мифическую гору Меру — центр мира, по индуистским верованиям. По легенде, храм представляет собой точную копию коровника бога Индры, перенесенного в качестве дворца с небес на землю.

Вдоль каждого храмового уровня проходят галереи разнообразных изображений. На первом уровне длина галереи 800м, высота барельефных изображений – около 2м. На барельефах можно увидеть сцены из жизни кхмеров, а также сюжеты на мифологические темы. Барельефы второго уровня посвящены изображениям небесных танцовщиц – апсар. Здесь тысячи апсар, и ни одна не повторяет другую. Различия не сразу бросаются в глаза, ведь они – в мелких деталях: выражении лиц, изображении наплечных браслетов, поясов или головных уборов.

Ангкор-Ват – самый «ухоженный» храм древней столицы. Дело в том, что буддистские монахи не покидали его даже во времена многовекового запустения и, по мере сил, поддерживали сооружение в достойном состоянии.


Ангкор-Тхом

Ангкор-Тхом расположен менее чем в 2-х километрах севернее Ангкор-Вата и представляет собой цитадель в городе, укрепленную центральную часть столицы кхмеров. Крепость занимает площадь 900га и великолепно защищена: окружена широким рвом (ширина – 100м) и крепкой стеной. В плане стена представляет собой квадрат со стороной в 3км. Высота сооружения – 8м. Попасть вовнутрь укрепления можно через перекинутый через ров живописный мост, перила которого изготовлены в виде священного девятиголового змея нага. С одной стороны змея удерживают демоны, с другой – боги. Всего этим деикратическим перетягиванием каната заняты 108 фигур. Вовнутрь укрепления ведут встроенные в стену 5 ворот. Самые красочные из них – южные ворота, центральным звеном композиции является 23м башня с вырезанными на ней ликами  батхисатвы Авалокитешвары.

В центре крепости когда-то располагался целый комплекс построек, включающий в себя дворец владыки империи, несколько храмов и королевскую площадь. До наших дней от всего этого великолепия дожила только одинокая башня храма Пхменеакас, в которой по преданию обитала душа священной змеи. Кроме этой башни о былом великолепии напоминает лишь место, с которого кхмерские цари обозревали ритуалы, происходящие на главной площади города. Место это носит название Слоновая терраса. По другим гипотезам, Слоновая терраса, как и другое каменное сооружение тех времен, – терраса Прокаженного Короля, являлись ничем иным, как фундаментами деревянных царских дворцов (сами постройки были стерты  лица земли временем).

Сохранилась и главная достопримечательность Ангкор-Тхома – храм Байон, стоящий по соседству с разрушенным дворцом царей. При взгляде издалека, Байон похож на нагромождение огромных камней, но стоит подойти поближе, хаотически набросанные камни обретают целостную стройность и красоту.  То, что издалека напоминает апофеоз хаоса,  в реальности  оборачивается пятьюдесятью четырьмя стройными башнями, пирамидально поднимающимися к самой высокой – центральной, расположенной на высоте 45м над уровнем земли. Каждая башня с каждой стороны украшена изображением уже знакомого по южным воротам батхисатвы Авалокитешвары, буддистским воплощением милосердия и страдания. Поскольку все башни храма разной высоты и находятся на разных уровнях, создается стойкое впечатление, что от милосердного взора невозможно нигде укрыться. Прообразом вездесущего изваяния служил правивший во время постройки храма кхмерский царь Джаяварман VII.

Нижний уровень храма, как и Ангкор-Ват, украшен многочисленными барельефами на кхмерские темы.


Продолжение экскурсии

К северу от Ангкор-Тхорма путник сможет лицезреть большой храм Пре-Хан. Этот храм был возведен при том же правителе, что и Большой Ангкор. До постройки последнего, именно он служил Джаяварману VII временной резиденцией. Как и большинство крупных храмов Ангкора, Пре-Хан окружен рвом и имеет вход с восточной стороны. Существует мнение, что окружающие храмы Ангкора рвы являются ничем иным, как противопожарными сооружениями. Ангкор расположен в поясе саванн, для которого возникновение в сухой период года пожаров – скорее правило, чем исключение.

В плане храм представляет собой почти квадрат, прямоугольник со сторонами 800 и 700м. К востоку от Пре-Хана расположен Преак-Неак-Пеан — ансамбль бассейнов, построенный в конце 12в. В центре Преак-Неак-Пеана находится большой квадратный бассейн с искусственным островом посередине. На острове построен небольшой храм, а  вокруг большого бассейна  примостились четыре маленьких святилища. Примечательно, что все бассейны комплекса строго ориентированы по осям север-юг и запад-восток.

Далее к востоку лежат руины храма Та-Сом 12в, а на юге можно увидеть берега водохранилища, носящего название Восточный Барей (искусственный водоем). Восточный Барей был выкопан при короле Ясовармане I (889-910) для снабжения города водой в засушливый период. Его размеры – 7км в длину и 1,8км в ширину. Аналогичное водохранилище, называемое Западный Барей, находится недалеко от Ангкора. Оба водоема питались водой реки Сием-Реап, в каждом сооружен искусственный остров с храмом на нем. В наши дни Восточный Барей не содержит ни капли воды. Впрочем, существует мнение, что оба Барея, и Западный, и Восточный, никогда водохранилищами не служили, а представляли собой систему искусственно орошаемых  полей.

К западу от Восточного Барея, между водохранилищем и Ангкор-Тхомом, расположен храм Та-Кео, возведенный при короле Явармане V (968-1001) и посвященный богу Шиве. Храм достаточно высокий, его центральная башня возвышается над землей более чем на 50м.

На южной стороне Восточного Барея есть еще одна достопримечательность Ангкора – храм Та-Пром. Храм Та-Пром – памятник не только кхмерской цивилизации, но также мощи и свирепости джунглей. Дело в том, что строение не стали расчищать, подобно остальным, от растительности. Та-Пром просто поддерживают в том состоянии, в котором он предстал перед европейскими исследователями в середине 19в. Сделано это специально для того, чтобы туристы увидели, что представлял собой в прошлом весь комплекс: нагромождение каменных блоков, остатки колонн, хаотично стоящие башни, раздавленные стволами баньяна, крыши, просевшие под тяжестью его огромных корней. Больше ничего не осталось от здания, построенного все тем же Джаяварманом VII для своей матери, а, позднее, буддистского храма.

К югу от Та-Прома расположен еще один буддистский храм — Бантей-Кдей. Как и большинство сохранившихся строений, храм относится ко второй половине 12в. По периметру храм окружен стенами, размером 700 на 500м. А к каждой стене прилегают ворота, украшенные, как и многие прочие сооружения Ангкора, ликами Авалокетешвары.

Напротив Бантей-Гдея примостился прямоугольный пруд размером 800 на 400м. Пруд предназначался для культовых омовений, он носит название Срас-Сранг. Примечателен водоем тем, что к воде спускается лестница, украшенная скульптурами львов. Если от священного источника двинуться на восток, то дорога приведет к храму Пре-Рап, построенному при царе Раджендравармане (944-968). Это сооружение одно из старейших в столице кхмеров.


Следует отметить, что в силу большой протяженности (все-таки целый город, как-никак), построить экскурсионный маршрут, захватывающий все достопримечательности Ангкора, практически невозможно. Точно также невозможно в рамках небольшой статьи хотя бы упомянуть их все. А сколько сооружений не дожило до наших дней, и мы знаем о них исключительно из дошедших из глубины веков письменных источников, главным образом, из надписей, выбитых на храмах. Если верить запискам истории, при царе Джайявармане VII, например, одних только больниц в городе было построено около 100. Но кроме храмов и стен сегодня мы можем наблюдать только странные сооружения из кирпича, идентифицированные учеными как крематории, т.е. места, где, согласно индуистским верованиям, тела умерших подвергались сожжению.

Да, Ангкор таит еще множество загадок и тайн, раскрыть которые, возможно, суждено ученым из будущего. Понятным на сегодняшний день остается одно — Ангкор это великолепный комплекс буддистских и индуистских храмов 10-12вв, великое историческое и культурное наследие земной цивилизации.

В плане храм представляет собой почти квадрат, прямоугольник со сторонами 800 и 700м. К востоку от Пре-Хана расположен Преак-Неак-Пеан — ансамбль бассейнов, построенный в конце 12в. В центре Преак-Неак-Пеана находится большой квадратный бассейн с искусственным островом посередине. На острове построен небольшой храм, а  вокруг большого бассейна  примостились четыре маленьких святилища. Примечательно, что все бассейны комплекса строго ориентированы по осям север-юг и запад-восток.

Рейтинг:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 Голос, средний: 5,00 из5)
Loading ... Loading ...

Поделиться:



Похожие статьи:

Киемидзу-дэра

Киемидзу-дэра

Киото – древний город и старая столица Японии. Город

Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу

Древние цивилизации инков и ацтеков канули в лету –

Замок у волшебного ручья (Шёнбрунн)

Замок у волшебного ручья (Шёнбрунн)

Этот блистательный дворцово-парковый ансамбль расположен на холмах, подступивших с

Популярные:

Плавающий город-корабль

Плавающий город-корабль

Жизнь преподносит человечеству различные сюрпризы, оказывающие большое влияние на

Эмпайр-стейт-билдинг

Эмпайр-стейт-билдинг

Знакомьтесь, один из старейших небоскребов мира – Эмпайр Стейт

«Зеленый» город будущего

«Зеленый» город будущего

Архитектурный образ Астаны, являющейся столицей Казахстана, быстро меняется —

Вячеслав

Смотря на фотографии настенных рисунков невольно находишь сходство с индийской культурой. Вы посмотрите только на архитектуру домой, и как совершенно выполнены рисунки. Все это говорит о высокой развитости кхамерской цивилизации.

Алиса

Боже какая красота. Как хочу побывать стам. Статья классная, очень подробная и конкретная.

Александра

Люблю всякие древние места, храмы. Там очень приятная и сильная энергетика. Мне очень нравится посещать древние храмы.

Assan

великолепный город, наскальные рисунки впечатляют своим мастерским исполнением.

Dmitrash

Читаешь про всё это и думаешь, как всё это так хорошо сохранилось до наших дней? Видать хорошо, что джунгли вовремя захватили это всё и не дало разным войнам, наводнениям и пожарам уничтожить такую красоту.

Оставьте комментарий:









Return to Top ▲Return to Top ▲